logo

NIKE — история и путь к успеху

Цена на спортивную обувь американского производства в то время была такой же низкой, как и её качество. Альтернативный вариант, обувь западногерманского производства, стоила в шесть раз дороже.

Идея Фила Найта была проста: разработанную в Америке спортивную обувь нужно производить в азиатских странах, где рабочая сила намного дешевле, и продавать в США. Компания Blue Ribbon Sports с названием придуманным «на лету», прямо во время переговоров c японцами была создана в 1964 году. Компаньоном Фила стал его тренер Билл Боуэрманн. Уже первые продажи прямо возле стадионов были успешными. В 1965 году, менеджером компании по продажам становиться Джеф Джонсон, и с его легкой руки компания изменила своё название на Nike.

70-е годы – это один из самых успешных периодов в истории компании. Росла популярность занятий спортом, в частности фитнесса и бега трусцой, тем самым увеличивая спрос на обувь для занятий спортом. Тогда же дизайнером Каролин Дэвидсон за символическую плату была разработана эмблема компании, известная сегодня всему миру. 1975 год ознаменовался выпуском придуманной Биллом Боуэрманом рифленой подошвы кроссовок, которые улучшали сцепление с поверхностью и делали их легче. Это позволило компании занять одно из первых мест среди мировых производителей. Nike стала уделять много внимания рекламе, появился знаменитый девиз компании: Just do it! (просто сделай это).

Весомую роль в популярности Nike сыграла новая система амортизации. Она представляла собой хорошо герметизированную воздушную подушку в полиуретановой подошве, выдерживающую высокие нагрузки при беге и прыжках. Эта идея была куплена у инженера НАСА Фрэнка Руди и воплотилась в жизнь первый раз в 1979 году в модели TailWind. В дальнейшем компания развивала и видоизменяла эту систему амортизации.

Важным этапом в развитии Nike стал контракт в 1984 году с Майклом Джорданом на рекламу кроссовок. НБА запрещала красный и черный цвет кроссовок, и поэтому каждый выход Джордана на площадку сопровождался скандалом и штрафами. Но это лишь привлекло внимание к продукции компании и существенно подняло её популярность и увеличило доходы. Nike начинает приступает к расширению ассортимента выпускаемой продукции и теперь кроме обуви продукцией компании является одежда, головные уборы, часы и другие аксессуары.

После спада производства в 1998 году и убытков, связанными с проблемами на рынке труда в Азии, Nike представляет в 1999 году новую линейку всепогодной одежды и принадлежностей ACG. Тогда же начинается бурное развитие Интернет-ресурсов компании, а в 2000-м, после ухода Майкла Джордана из большого спорта лицом компании становиться игрок в гольф Тайгер Вудс, с которым был заключен самый крупный контракт в истории спорта – 100 миллионов долларов за 5 лет.

Интересной находкой является ресурс nikeid.com, используя который каждый может принять участие в создании своей модели кроссовок или взять на вооружение идеи других посетителей ресурса. Каждый месяц сайт посещают около трех миллионов человек. Большое внимание Nike уделяет футболу, заключив контракты с большинством известных клубов.

Внедрение новых идей в технологию и дизайн, грамотно реализованная стратегия развития, интерактивность, привлечение широкого круга людей к созданию новых моделей продукции, яркая и агрессивная реклама – вот основные составляющие успеха Nike.

Самый большой ассортимент продукции компании можно найти в фирменных павильонах Nike town, больших по площади торговых центрах и расположенных в крупных городах. Эти фирменные магазины выполнены в характерном для Nike стиле, доносящем до посетителей энергию и философию компании, и позволяют посетителям глубже проникнуться её духом. Первый Nike town был открыт в 1992 году в Чикаго.